ПАТРОНАЖ.
Патронаж –это активное посещение пациента на дому.
1.Первый дородовый педиатрический патронаж осуществляется медсестрой или фельдшером ФАПа после взятия женщины на учет в женской консультации и передачи сведений в детскую поликлинику.
ЦЕЛЬ – сбор анамнеза и проведение инструктажа будущей матери. Обратить внимание на:
- Факторы пренатального риска;
- Наследственность;
- Выявить желательна ли беременность;
- Морально-психологический климат в семье.
- Материально- бытовые условия.
Рекомендации:
- Посещение школы молодых родителей в детской поликлинике;
- Вопросы рационального питания и ЗОЖ.
- Второй дородовый педиатрический патронаж осуществляется на 31-38 неделе беременности (декретный отпуск).
Цель:
- Проверка выполнения полученных ранее рекомендаций;
- Повторная оценка факторов пренатального риска;
- Подготовка к послеродовому периоду (беседа о грудном вскармливании, о подготовке молочных желез к кормлению, профилактика гипогалактии, подготовка приданого и уголка ребенка, аптечки).
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА | ЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ |
Новорожденный | 1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день |
Новорожденный (1 неделя) | 2 раза в неделю |
Новорожденный (до 1 месяца) | 1 раз в неделю |
Грудной ребенок (до 6 мес.) | 2 раза в месяц |
Грудной ребенок (после 6 мес.) | 1 раз в месяц |
Ребенок от 1-го года до 2-х лет | 1 раз в 3 месяца |
Ребенок от 2-х до 3-х лет | 1 раз в 6 месяцев |
Старше 3-х лет | 1 раз в год |
- Первый патронаж к новорожденному.
Основные правила:
- Осуществляется совместно врачом-педиатром с участковой медсестрой;
- Своевременность проведения;
- Торжественность;
- Информативность.
На этом патронаже проводится:
- осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
- инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
- санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
- обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
- организация прогулок;
- роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
- информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
- Патронажи к детям первого года жизни.
Алгоритм проведения учебного патронажа:
- Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
- Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
- Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
- Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
- Провести объективное обследование:
- Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
- Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
- Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
- Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
- Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
- Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
- Дать рекомендации матери по:
- Соблюдению возрастного режима дня;
- Рациональному питанию;
- Физическому воспитанию;
- Воспитательным мероприятиям;
- Подготовке к прививкам;
- Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
- Устранению выявленных отклонений.
- Сделать запись в Ф № 112/у.
- О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.