ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.
В общении выделяют:
Содержание
Цель
Средства
Виды
Функции
Формы
Стороны
Барьеры
По содержанию выделяют общение:
материальное
когнитивное
деятельное
кондиционное
мотивационное
По целям общение делится:
• на биологическое
• социальное
Средства общения:
• терапевтические (пристальное внимание, прикосновение, контакт глаз);
• нетерапевтические (избирательное, невнимательное выслушивание, констатация заключения, безличное отношение, неоправданное доверие, утаивание информации, фальшивое успокаивание, критика, угрозы).
Виды общения:
• Внутриличностное
• Межличностное
• Публичное (общественное)
Уровни общения:
• примитивный
• манипулятивный
• игровое общение
• деловое общение
• духовное общение
Способы передачи информации:
Вербальное общение
Невербальное общение
Вербальное общение.
Основная форма вербального общения – это беседа.
Важные компоненты беседы:
интонация
скорость речи
громкость речи
пауза
Виды слушания:
оценочное
безоценочное
Методы убеждения:
• метод выбора
• метод Сократовского диалога
• метод авторитета
• метод вызова
• метод дефицита
Невербальное общение.
Для того, чтобы правильно понять пациента, важно учитывать следующие факторы:
• Расположение собеседников в пространстве
• Позы
• Движения и жесты
• Мимика
• Глаза. Контакт глаз.
Выделяют 4 зоны расположения:
Интимная зона (15-45 см)
Личная (персональная) зона (45-120 см)
Социальная зона (120 – 360 см)
Публичная (общественная) зона — более 360 см
Позы.
Открытая Закрытая
Движения и жесты.
Виды жестов:
коммуникативные
выразительные
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Способы обучения:
• Формальный
• Неформальный
• Индивидуальный
• Коллективный.
Методы обучения
Словесный
Наглядный
Практический
Функции м/с как педагога:
• Обучение пациента в поддержании собственного здоровья;
• Умение планировать с пациентом мероприятия по уходу;
• Санитарно-просветительская работа.
Процесс обучения должен быть мотивирован.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
• Соответствующим подбором содержания обучения
• Разнообразием формы обучения:
лекция
деловая игра
проблемный метод
беседа и т.д.
Сферы обучения:
• Познавательная
• Эмоциональная
• Психомоторная.
Условия эффективности обучения:
• Наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;
• Доброжелательное отношение м/с к обучающимся;
• Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом;
• Обязательная практическая отработка полученных знаний.
И необходимо учитывать:
• желание и готовность обучаемого к обучению;
• способность его к обучению;
• окружающую обстановку.
Факторы, влияющие на желание и готовность к обучению:
умственные способности;
внимание;
состояние здоровья;
возраст
Беспокойство, боль, усталость, жажда и т.д. -мешают процессу обучения!
Факторы, влияющие на способность к обучению:
возраст
состояние здоровья
психологические особенности личности
социальный статус (образование, культура, духовность и т.д.)
Факторы, влияющие на окружающую обстановку:
количество обучаемых
температура воздуха, освещение, шум, вентиляция и т.д.
Обязанности м/с:
использовать технику эффективного общения
выслушивать всё, что ей говорят или спрашивают
терпение
хвалить за успехи в обучении
при необходимости делать перерывы.
Этапы обучения:
• Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.
• Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.
• Реализация плана обучения.
• Оценка результатов обучения.
I ЭТАП
Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.
необходимо учитывать:
возраст
образование и уровень знаний
нынешнее состояние здоровья, самочувствие
врачебный диагноз.
II ЭТАП
Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.
Цель содержит 3 компонента:
• действие
• условие
• критерий.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ
• В психомоторной сфере: «Иван Петрович должен проходить 50 м утром ежедневно самостоятельно».
• В познавательной сфере: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в рационе».
• В эмоциональной сфере: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».
III ЭТАП
Реализация плана обучения.
• правильно выбрать время
• у м/с должно быть достаточно времени
• комфортная обстановка
• перерывы
• терпение, спокойствие
• использовать наглядную литературу
• задавать пациенту много вопросов
• поддерживать интерес к материалу
• проверить правильно ли понял пациент м/с.
IV ЭТАП
Оценка результатов обучения.
Результат положительный, если:
• активизировать возможность пациента в плане его самопомощи;
• предотвращено развитие потенциальных проблем;
• решены актуальные проблемы;
• снята острота проблемы, которую невозможно решить.
Виды обратной связи:
Продуктивная Деструктивная
Позитивная Негативная