ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение –  это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

В общении выделяют:

 Содержание
 Цель
 Средства
 Виды
 Функции
 Формы
 Стороны
 Барьеры

По содержанию выделяют общение:

 материальное
 когнитивное
 деятельное
 кондиционное
 мотивационное

По целям общение делится:

• на биологическое

• социальное

Средства общения:

• терапевтические (пристальное внимание, прикосновение, контакт глаз);

• нетерапевтические (избирательное, невнимательное выслушивание, констатация заключения, безличное отношение, неоправданное доверие, утаивание информации, фальшивое успокаивание, критика, угрозы).

Виды общения:

• Внутриличностное

• Межличностное

• Публичное (общественное)

Уровни общения:

• примитивный

• манипулятивный

• игровое общение

• деловое общение

• духовное общение

Способы передачи информации:

 Вербальное общение

 Невербальное общение

Вербальное общение.

Основная форма вербального общения – это беседа.

Важные компоненты беседы:
 интонация
 скорость речи
 громкость речи
 пауза
Виды слушания:

 оценочное

 безоценочное

Методы убеждения:

• метод выбора

• метод Сократовского диалога

• метод авторитета

• метод вызова

• метод дефицита

Невербальное общение.

Для того, чтобы правильно понять пациента, важно учитывать следующие факторы:

• Расположение собеседников в пространстве
• Позы
• Движения и жесты
• Мимика
• Глаза. Контакт глаз.

Читайте так же про:  Сестринский уход при сахарном диабете

Выделяют 4 зоны расположения:

 Интимная зона (15-45 см)

 Личная (персональная) зона (45-120 см)

 Социальная зона (120 – 360 см)

 Публичная (общественная) зона — более 360 см

Позы.

Открытая Закрытая

Движения и жесты.

Виды жестов:
 коммуникативные
 выразительные

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Способы обучения:

• Формальный

• Неформальный

• Индивидуальный

• Коллективный.

Методы обучения
 Словесный

 Наглядный

 Практический

Функции м/с как педагога:

• Обучение пациента в поддержании собственного здоровья;

• Умение планировать с пациентом мероприятия по уходу;

• Санитарно-просветительская работа.

Процесс обучения должен быть мотивирован.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
• Соответствующим подбором содержания обучения
• Разнообразием формы обучения:
 лекция
 деловая игра
 проблемный метод
 беседа и т.д.

Сферы обучения:

• Познавательная

• Эмоциональная

• Психомоторная.

 

Условия эффективности обучения:

• Наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;

• Доброжелательное отношение м/с к обучающимся;

• Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом;

• Обязательная практическая отработка полученных знаний.

И необходимо учитывать:

• желание и готовность обучаемого к обучению;

• способность его к обучению;

• окружающую обстановку.

 

Факторы, влияющие на желание и готовность к обучению:

 умственные способности;
 внимание;
 состояние здоровья;
 возраст

Читайте так же про:  Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.

Беспокойство, боль, усталость, жажда и т.д. -мешают процессу обучения!

Факторы, влияющие на способность к обучению:

 возраст

 состояние здоровья

 психологические особенности личности

 социальный статус (образование, культура, духовность и т.д.)

Факторы, влияющие на окружающую обстановку:

 количество обучаемых

 температура воздуха, освещение, шум, вентиляция и т.д.

Обязанности м/с:

 использовать технику эффективного общения

 выслушивать всё, что ей говорят или спрашивают

 терпение

 хвалить за успехи в обучении

 при необходимости делать перерывы.

Этапы обучения:

• Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.

• Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.

• Реализация плана обучения.

• Оценка результатов обучения.

I ЭТАП
Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемого.

необходимо учитывать:
 возраст
 образование и уровень знаний
 нынешнее состояние здоровья, самочувствие
 врачебный диагноз.

II ЭТАП
Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения.

Цель содержит 3 компонента:
• действие
• условие
• критерий.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ
• В психомоторной сфере: «Иван Петрович должен проходить 50 м утром ежедневно самостоятельно».

• В познавательной сфере: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в рационе».

• В эмоциональной сфере: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».

III ЭТАП
Реализация плана обучения.

• правильно выбрать время
• у м/с должно быть достаточно времени
• комфортная обстановка
• перерывы
• терпение, спокойствие
• использовать наглядную литературу
• задавать пациенту много вопросов
• поддерживать интерес к материалу
• проверить правильно ли понял пациент м/с.

Читайте так же про:  Общие и профессиональные компетенции в сестринском деле

IV ЭТАП
Оценка результатов обучения.

Результат положительный, если:
• активизировать возможность пациента в плане его самопомощи;
• предотвращено развитие потенциальных проблем;
• решены актуальные проблемы;
• снята острота проблемы, которую невозможно решить.

Виды обратной связи:

Продуктивная Деструктивная
Позитивная Негативная