Патронаж здорового ребенка
Патронаж (фр. – patronaqe – покровительство) – система медицинского обслуживания беременных, детей раннего возраста и некоторых категорий больных в домашних условиях.
В задачи патронажной работы входит помощь матери по организации правильного режима и рационального вскармливания, профилактики рахита, анемии, детских инфекций, контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, состоянием здоровья и семейного воспитания и т.д.
В течение первого полугодия жизни участковая медсестра (фельдшер) посещает здорового ребенка 2 раза в месяц, во втором полугодии – ежемесячно, в течение второго и третьего годов жизни – 1 раз в 3 месяца. По показаниям посещения могут быть чаще.
Патронажи детей разного возраста отличаются целями.
Порядок работы при посещении здорового ребенка на дому:
а) представиться матери ребенка и сообщить ей о цели посещения;
б) снять верхнюю одежду, головной убор, уличную обувь;
в) вымыть руки;
г) приготовить дневник, ручку;
д) собрать анамнез жизни ребенка;
ж) осмотреть ребенка;
з) дать конкретные советы матери по уходу за ребенком;
и) оформить патронаж в соответствии с рекомендациями: написать дату патронажа, данные анамнеза, осмотра ребенка и советы по уходу, режиму, вскармливанию, профилактике рахита.
Схема сбора анамнеза жизни и осмотра ребенка
- Фамилия, имя, отчество ребенка.
- Дата рождения, возраст.
- Домашний адрес.
- Сведения о родителях:
мать: возраст , профессия , состояние здоровья;
отец: возраст , профессия, состояние здоровья
- Анамнез жизни
5.1. От какой по счету беременности данный ребенок.
5.2. Чем закончились предыдущие беременности (аборт, выкидыш, рождение ребенка,
состояние здоровья детей, возраст).
5.3. Как протекала данная беременность:
— гестоз (в 1 или 2 половине беременности и в чем он проявлялся);
— чем болела во время беременности;
— соблюдала ли женщина режим дня, рационально ли питалась;
— были ли травмы (физические, психические);
— достаточно ли гуляла на свежем воздухе.
5.4. Роды:
— какие по счету;
— в срок, преждевременные (указать срок беременности в неделях);
— как протекали роды, если была патология, то какая;
— кто родился (мальчик, девочка);
— закричал ребенок сразу после рождения или нет (если проводились меры
оживления, то какие);
— оценка ребенка после рождения по шкале Апгар в баллах;
— масса тела и длина при рождении.
5.5. Состояние ребенка в период новорожденности и в дальнейшем:
— когда приложили первый раз к груди, если поздно, то почему;
— как взял грудь (сразу или нет), как сосал (активно или нет);
— когда отпал пуповинный остаток;
— когда зажила пупочная ранка;
— проводилась ли специфическая профилактика туберкулеза, вирусного гепатита «В»
(в роддоме, поликлинике);
— проводилось ли обследование на врожденную патологию;
— на какие сутки ребенок был выписан из роддома, если позднее 4-5 дней, указать
причину;
— каково было состояние глаз, кожи после выписки из роддома и в течение
первого месяца жизни.
5.6. Вскармливание ребенка (естественное, смешанное, искусственное), если смешанное
или искусственное, то почему и с какого месяца жизни переведен ребенок на
данный вид вскармливания:
— если естественное, то достаточно ли молока у матери;
— когда были введены: соки, яблочное пюре, масло, желток, творог, овощное
пюре, каши, мясной фарш, сухарики, хлеб и другие продукты питания;
— какой набор продуктов получают в настоящее время, каково их количество;
— режим кормления (сколько раз или по требованию ребенка), аппетит в настоящее время.
5.7. Развитие двигательных умений и навыков по месяцам (когда начал держать
голову, переворачиваться, сидеть, вставать у барьера, передвигаться вдоль
барьера, стоять самостоятельно.
5.8. Развитие речи (когда начал «гулить», лепетать, произносить слоги, повторять слоги,
слова, предложения).
5.9. Сроки и порядок прорезывания зубов.
5.10. Были ли аллергически реакции на что либо, если были, то в виде чего они
проявлялись.
5.11.Профилактические прививки (какие сделаны прививки, в каком возрасте, если
нет, то указать причину).
5.12.Перенесенные заболевания (указать какие, в каком возрасте, где лечились).
- 13. Проводилась ли профилактика рахита, анемии (каким препаратом, доза, длительность)
5.13.Материально-бытовые условия (какая квартира или дом, их состояние, уборка,
проветривание, содержание предметов ухода за ребенком, наличие игрушек в
соответствии с возрастом).
5.14.Уход за ребенком (кто ухаживает за ребенком, туалет, купание, создание условий
для бодрствования, соблюдение режима дня).
- Осмотр:
— жалобы мамы (есть, нет, если есть, то какие);
— общее состояние ребенка;
— масса, рост в настоящее время;
— долженствующие рост и масса;
— температура тела;
— кожные покровы и видимые слизистые, язык (окраска, влажность, опрелости, гнойнички, высыпания);
— эластичность кожи и тургор мягких тканей;
— толщина подкожно-жировой клетчатки;
— костная система (форма головы, состояние большого родничка, его размеры,
грудная клетка, позвоночник, конечности, количество зубов в настоящее время);
— число дыхательных движений (ч.д.д);
— число сердечных сокращений (ч.с.с);
— соотношение дыхания и пульса (Д:PS);
— данные перкуссии и аускультации легких, сердца;
— данные пальпации живота (мягкий, напряжен, болезненный или нет, если есть боль,
то указать локализацию, размеры печени);
— характер стула (сколько раз в сутки, какой консистенции, есть ли патологические
примеси, запах);
— мочеиспускание (сколько раз мочится в сутки, цвет мочи, болезненное
мочеиспускание или нет);
— поведение (эмоции, сон, активность во время бодрствования, вредные привычки,
если есть — указать какие, индивидуальные особенности ребенка);
— психо — неврологический статус на момент осмотра и его оценка по линиям развития (см.
методическое пособие «Уход за здоровым ребенком» под редакцией А.К.Душининой стр.28-32).
- Заключение о состоянии здоровья ребенка с указанием:
— здоров или нет ребенок (группа здоровья);
— группа развития;
— оценка физического развития.
Если выявлены проблемы, то составить карту сестринского процесса.
- Рекомендации по вскармливанию, режиму, уходу, профилактике рахита.
- Примечания.
9.1. Осмотр слизистых рта проводится в конце осмотра, а запись о состоянии
слизистых ведется после записи о состоянии кожи и подкожно-жировой
клетчатки.
9.2. При патронаже обращайте внимание на качество ухода за ребенком. В случае
плохого ухода необходимо отметить это в своих записях и сообщить врачу.
9.3. Если при патронажном посещении Вы обнаружили, что ребенок болен и
нуждается в помощи врача, помогите матери ребенка вызвать участкового врача
или «скорую помощь», окажите и другую посильную помощь.
9.4. Если в квартире взрослых нет, а с маленьким ребенком находятся дошкольники
или младшие школьники, то для предупреждения недоразумений лучше в
квартиру не заходить. Узнайте, когда будут взрослые, и повторите посещение.
Печать ЛПУ, подпись непосредственного руководителя ПП