Патронаж здорового ребенка

Патронаж (фр. – patronaqe – покровительство) – система медицинского обслуживания беременных, детей раннего возраста и некоторых категорий больных в домашних условиях.

В задачи патронажной работы входит помощь матери по организации правильного режима и рационального вскармливания, профилактики рахита, анемии, детских инфекций, контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, состоянием здоровья и семейного воспитания и т.д.

В течение первого полугодия жизни участковая медсестра (фельдшер) посещает здорового ребенка 2 раза в месяц, во втором полугодии – ежемесячно, в течение второго и третьего годов жизни  – 1 раз в 3 месяца. По показаниям посещения могут быть чаще.

Патронажи детей разного возраста отличаются целями.

Порядок работы при посещении здорового ребенка на дому:

а) представиться матери ребенка и сообщить ей о цели посещения;

б) снять верхнюю одежду, головной убор, уличную обувь;

в) вымыть руки;

г) приготовить дневник, ручку;

д) собрать анамнез жизни ребенка;

ж) осмотреть ребенка;

з) дать конкретные советы матери по уходу за ребенком;

и) оформить патронаж в соответствии с рекомендациями: написать дату патронажа, данные анамнеза, осмотра ребенка и советы по уходу, режиму, вскармливанию, профилактике рахита.

Схема сбора анамнеза жизни и осмотра ребенка

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Дата рождения, возраст.
  3. Домашний адрес.
  4. Сведения о родителях:

мать: возраст , профессия , состояние здоровья;

отец: возраст ,  профессия, состояние здоровья

  1. Анамнез жизни

5.1. От какой по счету беременности данный ребенок.

5.2. Чем закончились предыдущие беременности (аборт, выкидыш, рождение ребенка,

состояние здоровья детей, возраст).

5.3. Как протекала данная беременность:

— гестоз (в 1 или 2 половине беременности и в чем он проявлялся);

— чем болела во время беременности;

— соблюдала ли женщина режим дня, рационально ли питалась;

— были ли травмы (физические, психические);

— достаточно ли гуляла на свежем воздухе.

Читайте так же про:  Динамика по заболеванию Лямблиоз

5.4. Роды:

— какие по счету;

— в срок, преждевременные (указать срок беременности в неделях);

— как протекали роды, если была патология, то какая;

— кто родился (мальчик, девочка);

— закричал ребенок сразу после рождения или нет (если проводились меры

оживления, то какие);

— оценка ребенка после рождения по шкале Апгар в баллах;

— масса тела и длина при рождении.

5.5. Состояние ребенка в период новорожденности и в дальнейшем:

— когда приложили первый раз к груди, если поздно, то почему;

— как взял грудь (сразу или нет), как сосал (активно или нет);

— когда отпал пуповинный остаток;

— когда зажила пупочная ранка;

— проводилась ли специфическая профилактика туберкулеза, вирусного гепатита «В»

(в роддоме, поликлинике);

— проводилось ли обследование на врожденную патологию;

— на какие сутки ребенок был выписан из роддома, если позднее 4-5 дней, указать

причину;

— каково было состояние глаз, кожи после выписки из роддома и в течение

первого месяца жизни.

5.6. Вскармливание ребенка (естественное, смешанное, искусственное), если смешанное

или искусственное, то почему и с какого месяца жизни переведен ребенок на

данный вид вскармливания:

— если естественное, то достаточно ли молока у матери;

— когда были введены: соки, яблочное пюре, масло, желток, творог, овощное

пюре,  каши, мясной фарш, сухарики, хлеб и другие продукты питания;

— какой набор продуктов получают в настоящее время, каково их количество;

— режим кормления (сколько раз или по требованию ребенка),  аппетит в настоящее время.

5.7. Развитие двигательных умений и навыков по месяцам (когда начал держать

голову, переворачиваться, сидеть, вставать у барьера, передвигаться вдоль

барьера, стоять самостоятельно.

5.8. Развитие речи (когда начал «гулить», лепетать, произносить слоги, повторять слоги,

слова, предложения).

5.9. Сроки и порядок прорезывания зубов.

Читайте так же про:  Современная стерилизация

5.10. Были ли аллергически реакции на что либо, если были, то в виде чего они

проявлялись.

5.11.Профилактические прививки (какие сделаны прививки, в каком возрасте, если

нет, то указать причину).

5.12.Перенесенные заболевания (указать какие, в каком возрасте, где лечились).

  1. 13. Проводилась ли профилактика рахита, анемии (каким препаратом, доза, длительность)

5.13.Материально-бытовые условия (какая квартира или дом, их состояние, уборка,

проветривание, содержание предметов ухода за ребенком, наличие игрушек в

соответствии с возрастом).

5.14.Уход за ребенком (кто ухаживает за ребенком, туалет, купание, создание условий

для бодрствования, соблюдение режима дня).

  1. Осмотр:

— жалобы мамы (есть, нет, если есть, то какие);

— общее состояние ребенка;

— масса, рост в настоящее время;

— долженствующие рост и масса;

— температура тела;

— кожные покровы и видимые слизистые, язык (окраска, влажность, опрелости, гнойнички, высыпания);

— эластичность кожи и тургор мягких тканей;

— толщина подкожно-жировой клетчатки;

— костная система (форма головы, состояние большого родничка, его размеры,

грудная клетка, позвоночник, конечности, количество зубов в настоящее время);

— число дыхательных движений (ч.д.д);

— число сердечных сокращений (ч.с.с);

— соотношение дыхания и пульса (Д:PS);

— данные перкуссии и аускультации легких, сердца;

— данные пальпации живота (мягкий, напряжен, болезненный или нет, если есть боль,

то указать локализацию, размеры печени);

— характер стула (сколько раз в сутки, какой консистенции, есть ли патологические

примеси, запах);

— мочеиспускание (сколько раз мочится в сутки, цвет мочи, болезненное

мочеиспускание или нет);

— поведение (эмоции, сон, активность во время бодрствования, вредные привычки,

если есть — указать какие, индивидуальные особенности ребенка);

— психо — неврологический статус на момент осмотра и его оценка по линиям развития (см.

методическое пособие «Уход за здоровым ребенком» под редакцией   А.К.Душининой стр.28-32).

  1. Заключение о состоянии здоровья ребенка с указанием:
Читайте так же про:  Другие виды патронаж для медсестер

— здоров или нет ребенок (группа здоровья);

— группа развития;

— оценка физического развития.

Если выявлены проблемы, то составить карту сестринского процесса.

  1. Рекомендации по вскармливанию, режиму, уходу, профилактике рахита.
  2. Примечания.

9.1. Осмотр слизистых рта проводится в конце осмотра, а запись о состоянии

слизистых ведется после записи о состоянии кожи и подкожно-жировой

клетчатки.

9.2. При патронаже обращайте внимание на качество ухода за ребенком. В случае

плохого ухода необходимо отметить это в своих записях и сообщить врачу.

9.3. Если при патронажном посещении Вы обнаружили, что ребенок болен и

нуждается в помощи врача, помогите матери ребенка вызвать участкового врача

или «скорую помощь», окажите и другую посильную помощь.

9.4. Если в квартире взрослых нет, а с маленьким ребенком находятся дошкольники

или младшие школьники, то для предупреждения недоразумений лучше в

квартиру не заходить. Узнайте, когда будут взрослые, и повторите посещение.

 

 

 

Печать ЛПУ, подпись непосредственного руководителя ПП