I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:
оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.
II. ПОКАЗАНИЯ:
нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, а также здоровым детям на профилактических осмотрах.
III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха.
IV. ОСНАЩЕНИЕ:
тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист.
V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.
Подготовка к процедуре:
- Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки
- Рассказать родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход выполнения манипуляции
- Усадить или уложить ребенка.
Выполнение процедуры:
- Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 2 мм ртутного столба за 1 секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны и следите за показаниями шкалы тонометра.
- Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови
- Нащупайте пульсацию артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп
- Соедините тонометр с манжеткой, проверьте нахождение стрелки на нулевой отметке шкалы
- Закрепите манжетку так, чтобы между ней и плечом проходил один палец
- На обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба наложите манжетку (проверьте, не сдавливает ли одежда плечо выше манжетки)
- Руку ребенка уложить в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы должны быть расслаблены
- Зарегистрируйте показания манометра в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического давления.
- Продолжайте снижать давление в манжетке, регистрируйте показание манометра в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического давления.
Окончание процедуры:
- Запишите показания в медицинскую документацию в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе — диастолическое), например АД 110/60 мм.
ПРИМЕЧАНИЕ: Измерять АД нужно не менее 2-х раз с интервалом в 1-2 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки. Измерять АД на обеих руках; измерять АД не только на руках, но и на ногах. При этом манжетка накладывается на среднюю треть бедра (положение ребенка на животе). Выслушивать пульсацию артерии в области подколенной ямки. Показатели АД на нижних конечностях превышают показатели АД на верхних приблизительно на 10 мм рт.ст. Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. Примерный уровень максимального АД у детей 1 -го года жизни можно рассчитать по формуле 70+н, где п — число месяцев. У детей старшего возраста 8O+ 2п, где п — число лет. Диастолическое давление составляет 2/3 -1/2 систолического давления.